Консультация:
«Использование элементов туризма в ДОО для
оздоровления детей»
Туризм (фр. Tourismeот – tourпрогулка, поездка) – путешествие по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. Если трактовать данное понятие уже в связи с рассматриваемой проблемой, то можно дать следующее определение: туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольника интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Турслеты способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Так же турслет воспитывает у детей важнейшие нравственные качества, учит налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, доброжелательность. Как видим туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурно –оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной. Таким образом туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.КОНСУЛЬТАЦИЯ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Мы живем в период изменений в системе образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует на
поддержку разнообразия детства. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования диктуют следующее требования: ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
В этой связи усилия педагога должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъективный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают
самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной
совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в
решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-
ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему
школьному обучению.
Методологической основой данного подхода является идея проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога
(1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои
потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Продолжателями научного поиска в данном направлении стали
отечественные психологи - Т.В.Кудрявцева, А.М.Матюшкина, З.И.Калмыковой, которые утверждают, что суть проблемного обучения в
постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы
ребенок сам добывал знания.
Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности
дошкольника.
Внедряя технологию проблемного обучения, можно отметить следующие ее достоинства:
1. Высокая самостоятельность детей;
2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
3. Развитие мыслительных способностей детей.
Деятельность по проблемному обучению осуществляется в следующей последовательности:
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию.
На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в
процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного
решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности.
Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на
практике, их присвоению.
Следуя по данной технологической карте, процесс обучения строится таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Консультация: «Развитие логического мышления у дошкольников».
Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.Этапы развития
Есть несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:Роль логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет. Использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:Средства развития детской логики
Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:Практический метод в развитии логики
Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственных способностей. Он предполагает:Примеры игр, развивающих логику
Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на развитие мыслительной деятельности:Методические рекомендации по организации
Педагогическая разработка плана игры
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков – не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка
План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.Распределение ролей
При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель должен стремиться удовлетворять игровые потребности детей, т. е. дать каждому желаемую роль, предложить очередность разыгрывания ролей с разной степенью активности, найти возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, давая возможность через роль проявить свои личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли – это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».Создание воображаемой ситуации
Чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например, в начале игры распределить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволит задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. Такие дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Чтобы помочь ребенку войти в игровую ситуацию необходимо, чтобы игра захватила детское воображение, принесла ему радость творчества.Условия сохранения у детей стойкого интереса к игре
Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре:1. Взрослый – организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении и др.) Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.2. Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.3. Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.4. В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.5. В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации. Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.Завершение игры
Игра всегда рассчитывается педагогом на определенный промежуток времени, в течении которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог должен заранее наметить предполагаемую концовку. Нужно позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.Памятка «Основы создания компьютерной игры для дошкольника»
Утро любого человека начинается с будильника: на телефоне, планшете, умных часах или просто часах, что сейчас редко. Чаще всего – это какой-то гаджет. Затем взрослые идут на работу, а дети в детский сад. Взрослые большинство вопросов решают через телефон, детям же говорят – читай книгу. Несправедливость. Дети видят каждый день, как их родители проводят время с телефоном, при этом, ограничивают в этом информационном контакте детей. Происходит конфликт интересов. А что, если придумать решение, которое понравится и взрослым и детям? Выход есть – это игра, игра на электронном устройстве: телефон, планшет или компьютер.«Показатели успешности социального развития дошкольника в детском саду»
Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко МИ.. Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОУ целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развитиядошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка: