«Использование цифровых технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада целесообразно использование цифровых технологий в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. При работе с бумажным демонстрационным материалом возникают определенные трудности:Например:
Тема занятия "В гостях у лесовичка".
Мультимедийная игра "С чьей ветки детка"Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.
Данные материалы:Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением цифровых технологий
· владеть основами работы на компьютере.«Условия для позитивной и негативной социализации детей в ДОУ»
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми.1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное неблагополучие ребенка способствует развитию «негативной» социализации и причина в микроклимате детского сада. Нужно обязательно разобраться и сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало.
Таким образом, детский сад может обеспечить как позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную при непрофессиональном подходе.2. Реализация программы ДОУ, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными стандартами.
3.Высокая квалификация и профессионализм педагогов. В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые требования к воспитателям. Повышаются требования к личности педагога, к его профессионализму. Особо важным становится этап вхождения начинающего воспитателя, вчерашнего выпускника в образовательное пространство детского сада. Задача введения ФГОС может быть решена только путём качественной подготовки воспитателей. Подготовка квалифицированного специалиста
возможна совместными усилиями профессиональных педагогических образовательных учреждений (колледж, институт, университет) и баз практики – дошкольных образовательных учреждений. Рост профессионализма педагога возможен за счет повышения его профессиональной компетентности в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Осуществление процесса «позитивной социализации» возможен педагогом с сильной гуманистической позицией, в частности, готовностью принять любого ребёнка таким, каков он есть, которая формируется в ходе педагогической практики.4. Организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, восприятии художественного слова); В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, где основное место занимает игра, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Согласно ФГОС: «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры...» (ФГОС ДО, п.1.2).5.Планирование позиции воспитателя «вместе с детьми»
Важным условием «позитивной социализации» является организация социально-ориентированной образовательной деятельности, где основой является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Партнёрская модель – это ситуация когда взрослый рядом, вместе с ребёнком, но ни в коем случае не «параллельно». Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом). Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ребёнок должен чувствовать участие взрослого, его искреннюю заинтересованность в общении с ним.6. Создание и обогащение предметно-пространственной среды
Для полноценного общения детей очень важной оказывается социальная среда развития. Социальная среда предполагает наличие условий, дающих возможность ребёнку полноценно общаться с другими детьми и воспитателями. Планировка помещений дошкольного образовательного учреждения должна быть спланирована таким образом, чтобы она могла способствовать формированию отношений партнёрского типа: со сверстниками, взрослыми. У каждого ребёнка должны быть условия для взаимодействия в парах, малых и больших группах. Таким образом, дети учатся понимать, что все мы разные, становятся толерантнее. Чудесно, если ребенок умеет увидеть в другом какие-то способности, возможности. У каждого ребёнка должна быть возможность для проявления самостоятельности, инициативы, активности. В ряде случаев пространственная позиция педагога (воспитателя) может быть препятствием к такому взаимодействию. Если ребёнок находится «внизу», а взрослый педагог «возвышается» над ним, эта позиция в которой ребёнок вынужден исключительно подстраиваться под педагога, подчиняться ему. Лучше избегать «школьной» планировки. Неплохо, чтобы в группе была мебель не только для детей, но и для взрослых. Диван, сидя на котором, педагог может почитать книгу детям. Подобная домашняя атмосфера способствует укреплению доверительных отношений между воспитателем и детьми. В групповой комнате желательно спланировать «уголок уединения». Это нормально, что время от времени ребёнку хочется уединиться, побыть одному, немного передохнуть от избыточного общения. В обустройстве таких мест поможет ширма или маленький домик.7.Социальное партнерство с семьей и другими социальными институтам
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».1) во взаимодействии «родители – педагог»:
- не все родители желают идти на контакт,2) во взаимодействии «родители – ребенок»:
Зачастую поведение родителей характеризуется рядом особенностей:- многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, -другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет,Личностное и эмоциональное развитие ребенка посредством приобщения его к художественной литературе
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Я убеждена, что любой родитель, заинтересован в том, чтобы его ребенок вырос не только умным, но и добрым. Вот эту доброту души, доброту сердца и нужно пробуждать в детстве. Я рассматриваю книгу как уникальное средство личностного и эмоционального развития ребенка, обогащения его опыта и речевого развития. Хорошие детские книги пробуждают в детях добрые чувства! Они формируют важнейшую человеческую способность – эмоциональную отзывчивость, способность видеть, замечать других людей и сопереживать им. Когда ребенок слушает книгу, которая подобрана правильно (с учетом его возраста, с качественными иллюстрациями), он может достаточно легко соотнести себя с героем произведения, поставить себя на место героя и прожить чужую жизнь, как свою собственную. Этот опыт его обогащает, он учится сопереживать, сочувствовать и сорадоваться. Поразительно, когда маленькие дети плачут, слушая, например, «Дюймовочку» Г.Х. Андерсена или «Серую шейку» Д.Н. Мамина-Сибиряка. Ребенок плачет не от того, что ему не купили игрушку, или не дали что-то в руки, он сопереживает другому - человеку или существу, животному, или маленькой сломанной веточке. Он ярко представляет эту картину, и она захватывает его! Важно не упустить этот момент. В чем еще я вижу особую ценность книги?Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка
дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Я веду специальную работу в своей группеИнновационный подход к организации РППС,
раскрывающий ценность знания
Всем известно, что ребенок дошкольного возраста постоянный экспериментатор, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. Активность и познавательный интерес ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении новых знаний. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями, понимать их ценность. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
Задачи познавательного направления воспитания:
Дети младшего возраста, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность
их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.В среднем возрасте должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старший возраст. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.
Подготовительный к школе возраст близок по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.
Остановимся подробнее на РППС. Она отражает ценности, на которых строится программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда экологична, природосообразна и безопасна. Она обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. В группах оборудованы игровые центры, которые способствуют обогащению жизненного опыта детей, налаживанию контактов и формированию партнерских отношений со взрослым и сверстниками, накоплению жизненного опыта, где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношения людей, реализуют полученные и имеющиеся знания об окружающем мире в игре. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.«Уголок природы» содержит в себе комнатные растения, дидактические игры и пособия, демонстрационный материал, календари природы, макеты, инвентарь для ухода за растениями, природный материал.
Перечень комнатных растений, находящихся в уголке природы групп, зависит от возраста детей. В каждой группе детского сада имеется календарь природы. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. Так, в младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений. В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.Ранний возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, пластмасса, пробки из дерева.Младший возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, пластмасса, пробки из дерева.Средний возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёна.Старший возраст
- Природный и бросовый материал: ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, жёлуди, вата, птичий пух, семена цветов, семена клёнаПодготовительный к школе возраст
- Природный и бросовый материал: шишки, скорлупа грецких орехов, пуговицы, бросовый материал, пластмассовые колпачки, проволока, трубочки, деревянные палочки, ракушки, коллекция камешков.В раннем возрасте зона математического развития заменяется сенсомоторной зоной, оборудование которой знакомит малышей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентированию в пространстве, но не касается собственно математических понятий и операций, таких как количество, сопоставление предметов в группе, образование множеств и т. д. Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике. Этот интерес при умелом руководстве педагога может перерасти в любовь к сложной, но замечательной и важной науке, царице всех наук, поэтому на оформление и наполнение уголка математики в ДОУ следует обратить особое внимание.
Зона познавательного развития содержит в себе дидактические игры, пособия, наглядный материал, альбомы по окружающему миру.В группе раннего возраста данную зону можно наполнить следующими пособиями: комплект геометрических фигур, крупные пазлы, мозаика, пирамидки, вкладыши и т.п. Д/игры - вкладыши: «Ферма», «Одежда по сезону» и др.Дидактические игры: «Подбери пару», «Собери картинку», «Разноцветное лото» и др.Набор развивающих карточек: «Времена года», «Изучаем формы», «Изучаем цвета» и др.Наглядно-дидактическое пособие: «Формы и фигуры», «Цвета», «Овощи и фрукты» и др.Демонстрационный материал: «Животные России», «Мамы и детки», «Фрукты» и др.Младший возраст
ПирамидыСредний возраст
Альбомы: «Математическая шкатулка», «Посуда», «Игрушки», «Рабочие инструменты», «Бытовая техника» и др.Старший возраст
Д/игры: «Первый счет», «Логическое домино», «Форма и цвет», «Веселая логика», «Подбери половинку» и др.Подготовительный к школе возраст
Д/игры: «Числовые домики», «Найди, чья тень», «Математические пазлы», «Собери созвездие», «Посчитай- ка», «Палочки Кюизенера» и др.Консультация: «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры».
Для достижения цели и задач констатирующего этапа необходимо использовать следующие методы констатации:• Наблюдение.• Беседа с детьми.• Анкетирование родителей.Наблюдение
Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников осуществлялось в свободной деятельности детей в естественных условиях, что позволит выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста, особенности игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. В протоколе наблюдения отмечались все аспекты игровой деятельности. На основании наблюдения в протоколах фиксируются следующие критерии игровой деятельности, выделенные В.А. Деркуновской :• игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение),• разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов,• игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты),• развитие игровых умений в сочетании с игровыми интересами,• характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для него роли,• включение в игровую деятельность сюжетов мультипликационных фильмов.По результатам наблюдения должен быть проведен качественный и количественный анализ. В соответствии с выбранными критериями наблюдения за игрой и в соответствии с предложенными Е.О. Смирновой характеристиками игры, были сформулированы основные уровни развития игровой деятельности старших дошкольников:Высокий уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется самостоятельностью. Дети выбирают тему игры, распределяют роли в соответствии с выбранной темой. По длительности игра достаточно длительна, устойчива. В игровой деятельности отношения между партнерами - деловые, отсутствуют или редки конфликтные ситуации. При этом в ситуации выбора привлекательной для ребенка роли игра продолжается достаточно конструктивно, безконфликтно, дети могут найти общий сюжет, подобрать роли, в соответствии со своими интересами. Сюжет игры разнообразен. В игру включаются различные сюжеты мультипликационных фильмов (преимущественно положительные сюжеты).
Уровень выше среднего. Игровая деятельность детей самостоятельная. Игра по длительности достаточно длительна и устойчива. Основные характеристики игры заключаются в том, что дети неэффективно взаимодействуют в игре: могут отказаться от игры, невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом дети могут отказаться от игры, быть невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом часто в игре проявляются агрессивные, недружелюбные персонажи, часто из мультипликационных фильмов.
Средний уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется достаточной самостоятельностью. Тематику игры и роли дети распределяют самостоятельно. В межличностном взаимодействии отмечаются конфликтные ситуации, правила часто не соблюдаются. В целом такая игра по длительности недостаточно устойчива, требует вмешательства взрослого. Межличностные отношения партнеров по игре недостаточно конструктивны. В играх часто присутствуют сюжеты мультипликационных фильмов с элементами агрессии.
Низкий уровень. Игровая деятельность характеризуется как низкая в той ситуации, когда требуется активное вмешательство взрослого при создании и проведении игры дошкольников. Дети затрудняются при выборе тематики и распределении ролей. Отношения в игре партнеров часто конфликтны, что
нарушает игровую деятельность, приводит к ее окончанию. Дети используют в игры сюжеты агрессивных персонажей мультипликационных фильмов.Беседа с детьми
По результатам наблюдения за игрой с дошкольниками проводится беседа:• индивидуальная,• групповая,• подгрупповая.Индивидуальная беседа проводится перед началом наблюдения, а также после каждой игры детей. Перед наблюдением детям задаются следующие вопросы (по методике, предложенной В.А. Деркунской):• Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.• Нравятся ли тебе игры, в которые играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?• Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую роль исполняешь? Кем бы ты хотел быть еще?• У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи.• Ты сам придумываешь игру или тебе кто-то помогает?В процессе индивидуальной беседы после каждой игры у ребенка выяснялось, во что он играет, какую роль исполняет, нравится ли ему игра. Подгрупповая беседа осуществляется по окончанию игры. В процессе беседы выясняется, во что дети играли, что им понравилось, что не понравилось, какие роли они исполняли. Групповая беседа проводится со всеми детьми, участвующими в исследовании. При этом задаются следующие вопросы:• любят ли дети играть,• во что любят играть,• какие мультипликационные фильмы смотрят, какие любимые персонажи,• каковы отношения между персонажами.Анкетирование родителей
Цель анкетирования: выявить игровые интересы ребенка.Задачи анкетирования включают:• выявить игровые интересы и предпочтения ребенка дома,• определить роль мультипликационных фильмов в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании участвовали родители дошкольников в количестве 10 человек. Анкетирование проводилось в помещении детского сада в период, когда детей забирали из детского сада. У родителей выяснялось, смотрят ли дома дети телевизор, какие передачи, какие мультфильмы предпочитают, играют ли в компьютерные игры. Кроме того, в процессе анкетирования у родителей выяснялась степень их участия в совместной игровой деятельности с ребенком. Данная анкета содержит 13 вопросов. В соответствии с этим анализ игровых интересов и предпочтений ребенка в домашней среде осуществлялся с опорой на следующие критерии:• игровые предпочтения ребенка дома (сюжеты, роли),• разнообразие игровых сюжетов, динамичность игры,• использование героев и персонажей мультипликационных фильмов ребенком в игре,• выбор игрушек в игровой деятельности,• совместная деятельность родителей и детей.В соответствии с выделенными критериями выделены следующие типы игровой деятельности детей в домашней обстановке:Высокий уровень (средний балл 2,8-3,5 баллов) характеризуется активной игровой деятельностью ребенка дома. Ребенок выбирает сюжет для игры, может принимать сюжет родителей, при этом длительное время способен играть самостоятельно. Родители часто участвуют в играх совместно с ребенком. В играх ребенок предпочитает игрушки и игровые сюжет, придуманные самостоятельно. Присутствуют сюжеты, заимствованные из мультипликационных фильмов. Взаимодействие с окружающими достаточно конструктивно в процессе игры. Игровые ситуации положительные, редко присутствуют агрессивные тенденции в игровом поведении.
Средний уровень (средний балл - 2,0-2,7 баллов) характеризуется тем, что в домашней обстановке ребенок создает игру. При этом ребенок самостоятельную игру может организовать на непродолжительное время. В играх часто требует присутствия взрослого. Сюжеты игр включают как самостоятельно выбранные игровые сюжеты, так и с использованием персонажей и сюжетов мультипликационных фильмов. Игровые ситуации могут быть как положительные, так и отрицательные.
Низкий уровень (максимальный средний балл 1,9) характеризуется неумением ребенка создавать игру. В его сюжетах участвует взрослый, который подсказывает ребенку направление игры. В играх часто используются игрушки агрессивного характера (сабли, мечи, пистолеты). Ребенок использует в игре различные персонажи мультипликационных фильмов. При этом игровое поведение ребенка отличается агрессивностью, использованием различные сюжетов с привлечением сцен насилия (драк и т.д.).
По окончанию констатирующего эксперимента проводится обобщающий анализ результатов исследования в виде качественного анализа и количественной обработки результатов анкетирования.