Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей 5-6 лет
Тема: «Знатоки спешат на помощь»
Цель: закрепление у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о правилах дорожного движения;- закреплять знания детей о светофоре, о его назначении;
- закреплять знания детей о видах транспорта;
-закреплять знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
-Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
Развивающие:
- развивать внимательность, наблюдательность, умение ориентироваться в дорожной обстановке;- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать фонематический слух, умение определять первый звук в слове, составлять из букв слова. Воспитательные:
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать попавшим в беду, желание прийти на помощь. - воспитывать у детей уважительное отношение к ПДД и желание следовать им с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Создание среды для организации и проведения занятия: презентация «Загадочное письмо»; конверт с заданиями, д/и «Четвертый лишний», «Транспорт», «Собери
знак», «Опиши ситуацию», круги красного, желтого и зеленого цветов.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, на адрес нашего сада для нашей группы пришло загадочное письмо. Прочитаем его? Дети: - Да.
Воспитатель: - «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам жители сказочной страны. У нас случилась беда. Буратино отправился в город к своим друзьям и не
может вернуться обратно. В городе Буратино нарушал правила дорожного движения и на него рассердился волшебник с тремя глазами. Волшебник не отпустит Буратино, пока он не выполнят все задания и пока не научится соблюдать правила дорожного движения. А задания эти сложные. Мы не знаем, что делать, как помочь Буратино вернуться домой»
Воспитатель: - Дети, что же делать?
Дети: - Надо помочь Буратино выполнить все задания Волшебника, чтобы он смог вернуться домой.
Воспитатель: - А вы сможете справиться со сложными заданиями? Не боитесь? Готовы?! Ну что же, тогда вперед! Знатоки спешат на помощь!
- Ребята, интересно, что это за волшебник такой, с тремя глазами? У нас есть подсказка в виде вот этих карточек. На них изображены разные предметы и один из этих предметов на карточке лишний. Надо найти эти лишние предметы и объяснить свой выбор.
Д/и «Четвертый лишний»
Из первых букв лишних слов составить слово-подсказку. 1. Автобус, грузовик, велосипед, свёкла.
2. Ведро, мальчик, девочка, бабушка.
3. Полицейский, пожарный, продавец, енот.
4. Трактор, волк, лиса, заяц.
5. Облако, стакан, тарелка, ложка.
6. Ромашка, одуванчик, флаг, роза.
7. Собака, кошка, очки, корова.
8. Вода, рука, лёд, пар.
Посмотрите на лишние предметы, с каких букв они начинаются? Называйте, а я буду их записывать. Какое слово у нас получилось? Правильно, светофор!
- Какие вы умные ребята! Как быстро составили слово!
- Скажите, а для чего нужен светофор? (ответы детей)
- А сейчас посмотрим, какие вы внимательные.Поиграем в игру «Светофор».
Будьте внимательны. Показываю: Зелёный кружок – топайте ногами,
Жёлтый кружок – хлопайте руками,
Красный кружок – тишина!
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сигналы светофора. Значит, сможете помочь Буратино вернуться домой.
- Посмотрите, в письме есть конверты с заданиями. И вот первый из них. Давайте откроем его. А здесь, ребята, стихи. Послушайте их.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: - Скажите, ребята, каких правилах идёт речь в стихотворении?
Дети: - Правила, дорожного движения.
Воспитатель: - Верно! Ребята, как только вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами.
Словесная игра «Ответь на вопрос»
Давайте вспомним с вами:- Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)
- Как называется часть улицы, по которой ездят машины? (проезжая часть)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Кто называется «водителем?» (человек, управляющий транспортным средством.)
- Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра».)
- Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
- Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т. к. - - Транспортные средства не смогут сразу остановиться.)
- Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)
- Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)
- Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (надо подождать пока он отъедет.)
- Можно играть детям около дороги (нет)
Воспитатель: - Какие вы молодцы! На все вопросы ответили правильно! Настоящие знатоки! А нас ждет следующее задание. В этом конверте картинки с
разным транспортом. Внимательно посмотрите на них, подумайте какие виды транспорта здесь есть и разложите картинки на соответствующие группы. Объясните
свой выбор. Д/и «Транспорт»
- Замечательно выполнили задание! Кому мы сейчас еще раз помогли? (ответы детей). Правильно, Буратино. - Устали? Давайте немного отдохнем. Физминутка «Мы шофёры».
Едем, едем на машине (движения руля) Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, выпрямить)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли (дворники)
Вправо, влево чистота!
Отдохнули мы немного, (руки вверх, потянулись)
Вот какая красота! (руки вперед – «класс»)
- Вот мы и отдохнули. Пора открывать следующий конверт. Что же здесь? Загадки. Без вас, ребята, Буратино наверняка, не справится с ними. Готовы помочь? Тогда слушайте. Словесная игра «Отгадай загадку»
1. Всем знакомые полоски, знают дети, знает взрослый, на ту сторону ведет. (пешеходный переход) 2. На машинах здесь, друзья, ехать никому нельзя, можно ехать, знайте, дети, только на…. (велосипедная дорожка)
3. А здесь, ребята, не до смеха, ни на чем нельзя здесь ехать, можно только своим ходом, можно только пешеходам. (пешеходная дорожка)
4. В белом треугольнике с окаемкой красной человечкам-школьникам очень безопасно. Этот знак дорожный знают все на свете: будьте осторожны, на дороге … (дети).
5. Этот знак для тех, кто болен кто здоровьем не доволен. Придорожный Айболит вас подлечит, подбодрит.(пункт первой медицинской помощи)
6. Тормози водитель. Стой! Знак - запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать, «под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен).
7. Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдёт. Здесь ждут транспорт городской, едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, в праздник едут на парад. В уличном круговороте транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
8. Долго ехали, устали, и желудки заурчали, это нам они признались, что давно проголодались. Не прошло пяти минут знак висит – обедай тут. (пункт питания)
9. Я знаток дорожных правил я машину здесь поставил на стоянке у ограды, отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Воспитатель: - Молодцы, вспомнили названия дорожных знаков. На пути ребят – дорога, транспорт ездит быстро, много. Светофора рядом нет, знак дорожный даст совет. Так давайте, выходите, быстро знаки соберите!
Д/и «Собери знак»
- Отлично! Вы такие внимательные ребята, со всеми трудными задами легко справились! Этим вы очень помогли Буратино. Но впереди самое сложное
задание от Светофора. Нам надо рассмотреть изображенные на картинках ситуации на дороге, рассказать, что происходит и оценить ситуацию. Д/и «Опиши ситуацию»
Перед детьми лежат картинки с разными ситуациями на дороге. Дети описывают и оценивают происходящее. - Какие же вы умницы! Настоящие знатоки правил дорожного движения! Все ситуации оценили правильно! И, конечно же, помогли этим кому? Да! Буратино!
- Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми испытаниями. Посмотрите, как радуется наш герой!
- Кому мы сегодня помогали? (Буратино)
- Почему на него рассердился Светофор?
- Для чего нам нужно знать и соблюдать правила дорожного движения?
- А как вы думаете, мы сможем сходить к своим друзьям, которые далеко живут так, чтобы не попасть в беду на дороге?
- Конечно! Если знать правила поведения дорожного движения, то и в беду не попадешь! Вы молодцы, знаете все правила! А значит, сможете научить этим правилам любых сказочных героев, и они больше не попадут в беду.
- Что вам запомнилось, какие задания были трудные? С какими вы справились легко?
- Мне очень понравилось, как вы работали. Вы очень смелые, отзывчивые и умные ребята.